Игумен Даниил (Ишматов). Сборник работ. Департамент образования города Москвы. Москва, 2006 г.
В церковном опыте на протяжении тысячелетий сохранялись традиции духовно–нравственного воспитания человека и формирования его как личности. Их утрата привела к тому, что в российском обществе уже несколько поколений людей лишены правильного понимания цели и смысла человеческой жизни, конструктивной, нравственной жизненной позиции достойного человека образа жизни. Особенно сильно духовно–нравственные начала воспитания были подорваны в последние годы.
Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье, и в школе, и в государстве. В связи с этим закономерно, что наши дети, подростки и молодежь вырастают и выходят в самостоятельную жизнь «без царя в голове и без Бога в душе».
Отчетливо видно, что в молодежной среде произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Почти полностью утрачены глубинные родовые связи между поколениями. Конфликт «отцов и детей» доведен фактически до полного разрушения иерархии семейных взаимоотношений. Семья, брак, воспитание детей воспринимаются молодежью как нежелательное бремя.
В документах, принятых Архиерейским Собором РПЦ в октябре 2004г., прямо было указано, что для преодоления сложной демографической ситуации в России сейчас нужен христианский подвиг. «Место совершения этого подвига – семья. Для каждого она должна стать «домашней Церковью», благодатной обителью, где находятся истоки социального благополучия».
Спасение семьи — наше общегосударственное и обще-церковное дело. Это хорошо понятно всем мыслящим людям России. Вот почему сегодня так важно объединить усилия священников, деятелей культуры, православных специалистов (психологов, социологов, врачей и др.), педагогов государственных образовательных учреждений воскресных школ и гимназий, руководителей творческих объединений, представителей СМИ, предпринимателей, а также самих родителей, — всех тех, кто готов как–то помочь в деле созидания духовно–здоровой семьи.
Понятно, что кризис хозяйственно–бытовой жизнедеятельности проявляется в неспособности к сотрудничеству и практическому взаимодействию. Кризис интимно-личностных отношений лишает нас терпимости друг к другу, готовности прощать недостатки, проявлять теплое участие, снисходительность по отношению друг к другу. Кризис социо-культурных отношений выявляется в отсутствии должной открытости и понимания друг друга, в лишении людей общего языка, на котором они могут общаться. Выражается этот кризис и в том, что люди все время перепутывают свои роли: мужчины ведут себя как дети, женщина ведет себя как мужчина — сейчас очень часто встречаются такие модели поведения.
Кризис духовно–нравственных отношений, в свою очередь, лишает супругов доверия и любви друг к другу, и при этом разрушаются цели и смысл совместной жизни, вследствие чего семейная жизнь становится для человека не путем спасения, а обузой, тяжким крестом и непосильным бременем.
И вот что мы имеем сегодня, после семидесяти с лишним лет неверия и бездуховности: в семье на всех четырех уровнях идет война. Причем самые мелкие бытовые вопросы поднимаются на верхний уровень и вырождаются в личностную неприязнь друг к другу. И наоборот самые высокие темы, которые как раз связаны с духовным становлением личности, становлением брака, опошляются и низводятся до уровня обсуждения каких-то кухонно-бытовых тем.
В результате вместо понятия «семья» мы имеем в реальной жизни, по выражению И. А. Ильина, просто «совместное рядом жительство» — этакий монстр, порожденный нашим эгоизмом, гордостью, жаждой самоутверждения.
На самом верхнем уровне, на уровне цели и смысла жизни, человек, вступающий в брак, руководствуется мотивом достижения самодостаточности или самообожания. Ему свойственна некая закрытость. Он не ищет в другом человеке своего дополнения. Он не нуждается, в духовном смысле слова, в его присутствии. Он его начинает подсознательно духовно и психологически отвергать, несмотря на то, что этот человек ему симпатичен, может быть, привлекателен и необходим. На уровне проекта семейной жизни развивается позиция самоутверждения и гордости. На уровне способов поведения — постоянное стремление к соперничеству, желание извлечь выгоды, стремление к удовольствиям. Каждый из супругов начинает развивать свою активность, которая выводит его к своему спектру удовольствий. И в итоге такой жизнедеятельности — хаос, полная несогласованность и неразбериха в отношениях, распад семьи.
Из учения Церкви мы знаем, что целью и смыслом брака должно стать обретение совместного пути ко спасению через единение в любви к Богу и друг ко другу. Вместо закрытости, вместо самодостаточности должна быть потребность в другом человеке, готовность к проявлению открытости, к принятию другого человека в свою жизнь. Вместо позиции гордости, самоутверждения должен заработать механизм создания семьи, как домашней Церкви. Это означает, что вместо борьбы самолюбий люди должны научиться взаимно дополнять друг друга и восполнять несовершенства друг друга, являя в своем поведении образе жизни не войну и постоянную битву, а именно настоящий собор, собор единомышленников.
Не вдаваясь в конкретные детали, можно сказать, что основной принцип должен быть таков: хранить и возделывать то, что создает для семьи возможность существовать. И еще: избавиться от позиции жертвы. Потому что гордость приводит, к саможалению, и стремлению жаловаться на проблемы, которые могут быть и достаточно серьезны, но не позволяет человеку действительно трансформировать свою семейную жизнь, исправить ее к лучшему. Надо понять, что как раз когда человек испытывает проблемы, когда он находится в кризисе, это и есть тот самый момент роста. Человеческая душа страдает и ищет выход, и именно сейчас важна своя собственная работа, которую человек может вести в кругу семьи, чтобы изменить конфликтные взаимоотношения.
Человек, желающий построить настоящую малую «домашнюю Церковь», настоящую дружную семью, должен приготовиться к подвигу, к подвигу непрерывного, непрестанного творческого делания, непрестанной работы в собственной семье, ради единения в любви со своими близкими.
Литература:
1. И будут двое одна плоть. Сборник статей о христианском браке. — Образ, 2006
2. Как создать православную семью. Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру. Московский Сретенский монастырь, 1996.
3. Материалы Архиерейского Собора РПЦ. – М., 3–8 октября 2004.
4. Митрополит Антоний Сурожский. Брак и семья. Слова и беседы. – Киев, Пролог, 2004.
5. Мошкова Ирина. Семейный Крест. – М.: Культурно–просветительский центр «Скименъ», 2005.
6. Письма о христианской жизни (собрание писем). Поучения / Сост. Феофан Затворник. – М.: Правило веры, 2003.
7. Семья – малая церковь/Сост. Епископ Александр. – М.: Сретенский монастырь, 2003.
8. Феофан Затворник. О воспитании детей. – М.: Даниловский благовестник, 2005.