Экономика: обеспечение условий для творчества

Примером решения хозяйственной задачи содержания и обеспечения жизнедеятельности описываемого духовного комплекса может служить государство иезуитов, просуществовавшее в Парагвае с 1610 по 1767 гг. Споры о нем продолжаются до сих пор. Если сравнивать свидетельства римских пап о государстве иезуитов в Парагвае, то и среди них нет единства. Для одних это государство — предмет гордости Католической церкви, для других — пример негативного церковного опыта. Если взять отношение коммунистической науки к иезуитскому государству, то первые публикации советского периода о нем характеризовали его как прообраз коммунистического государства.

Иезуиты выбрали для устройства своего государства высокогорный район в Парагвае, и получили от португальского и испанского королей право на организацию поселков под их, иезуитов, надзором. Они объяснили это необходимостью защиты индейцев от работорговцев. Индейцы гуарами до сих пор пользуются алфавитом и литературным языком, который создали иезуиты. Были организованы и отстроены поселки, в которых иезуиты не только обращали индейцев в христианство, но и давали им необходимые профессии. Там созданы потрясающие памятники архитектуры — соборы, развалины которых до сих пор существуют в Парагвае. Иезуиты создали систему хозяйствования, которую можно охарактеризовать и как высоко производительную и тоталитарную одновременно.

Поле, которое обрабатывалось населением поселка, делилось на две неравные части — общинное поле и то, которое предназначалось для частной собственности (хотя ее и не было), и где каждый индеец мог выращивать что-то для себя. Поразительно и необъяснимо для современного научного менталитета, что индейцы очень хорошо работали на общинном поле и почти ничего не хотели делать на своем.

Иезуиты добились очень высоких урожаев и продуктивности труда, так что государство процветало, исправно платились налоги, развивалось культура сельскохозяйственного труда. Из Парагвая в Европу поступали невиданные дотоле сельскохозяйственные продукты.

В этом государстве вся жизнь была жесточайшим образом регламентирована. При этом индейцы создавали превосходные музыкальные инструменты и строили изумительные храмы, в которых славословили Господа. Их достижения и сегодня потрясают воображение — как и то, что вся жизнь их была жестко расписана по минутам. Каждый знал, в какой момент, и что ему делать — не существовало никакой свободы — ни в личной, ни в общественной жизни. Три-пять иезуитов приходилось на несколько сот человек; они организовывали браки, осуществляли наказания. Смертной казни не существовало: когда человек ее заслуживал, его просто переводили в другую редукцию (поселок). Это был первый социальный эксперимент такого рода, до сих пор вызывающий удивление и вопросы.

Но история этого государства и эксперимента завершилась трагически. Когда католические монархи начали уничтожать иезуитский орден, была проведена генеральная ревизия поселений в Парагвае. Заключение было положительным, но это не помешало испанскому королю принять решение о ликвидации иезуитского государства в Парагвае, просуществовавшего 157 лет.

33 поселения занимали 200 000 квадратных километров, в них жили 150 000 индейцев. Когда орден был поставлен перед выбором — либо защищаться, либо подчиниться и самоликвидироваться, иезуиты подчинились. Индейцы взялись за оружие и стали защищаться. Были приложены немалые военные усилия для того, чтобы подавить сопротивление.

Орден иезуитов покинул территорию Парагвая и никогда больше не нарушал границ этого государства, но до сих пор об иезуитах сохранились добрые воспоминания в среде проживающих там индейцев. Такова история первого социально-духовного эксперимента.

 

_________________

Список литературы 

1. Аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. — М., 1993.

2. Аверинцев С.С. Символ Краткая литературная энциклопедия — М,1971. Τ 6.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977.

4. Аристотель. Поэтика. — Минск, Литература, 1998.

5. Αρχ. Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. — М., «Паломник», 2000.

6. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. — М., Паломник, 1996.

7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. — М., Путем зерна, 2000.

8. Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. О молитве Иисусовой. — Киев: Дух и литера, 2000.

9. Архимандрит Софроний (Сахаров). Подвиг богопознания. — М., Паломник, 2002.

10. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ред. Ф.Ринекера, Г.Майера. Кременчуг, 1999.

11. Восточные отцы и учителя церкви V века. Антология. Сост. Иер. Илларион (Алфеев). — М., МФТИ, 2000.

12. Григорий Богослов. Творения. — М., 1889. ч.2–3.

13. Григорович-Барский В. Второе посещение Святой Афонской Горы. Б. М., 1887.

14. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций в 3-ех частях, — М., ПСТБИ, 1997.

15. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Пер. М.Г.Ермаковой. — СПб., Глагол, 1997.

16. Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения. В 4-ех частях. — Тутаев, 2000.

17. Дополнение к Добротолюбию. Вторая сотница прп. Иоанна Карпафийского. Пер. Дунаева А.Г. — М., 2001.

18. Евангельский словарь библейского богословия. Ред. У.Элуэлла. — СПб., 2002.

19. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Пер. Ю.Н.Попова. — СПб., 2000.

20. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., Школа-пресс, 1996.

21. Карташев А.В. Церковь. История. Россия // Статьи и выступления. — М., Пробел, 1996.

22. Клеман О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви // Тексты и комментарии. — М., Путь, 1994.

23. Климент Александрийский. Педагог. Пер. Н.Н. Корсунского и свящ. Г.Чистякова. — М., 1996.

24. Кузнецов Серафим, игумен. Мужской общежительный устав. — М., 2000.

25. Лихачев Д.С. «Человек в литературе Древней Руси». — М.-Л., 1952.

26. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. — М., 2000.

27. Лосский В.Н. Догматическое богословие. — М., 1991.

28. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. — М., 1991.

29. Лосский В.Н. Ценность и бытие. — М., 2000.

30. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие // Конспекты лекций. — Вильнюс-Москва (ВИМО). 1992.

31. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Иисус Христос в восточном православном богословии. — М., 2000.

32. Мейендорф Иоанн. Византийское богословие. Когелет. — М., 2001.

Сборник статей. — Пермь, 2000.

34. Николаева О.А. «Православие и свобода». — М., 2002.

35. Ориген. О началах. — Казань, 1912.

36. Ориген. Против Цельса. — Казань. 1912.

37. Отцы и учителя церкви III века. Антология в 2-ух томах. Сост. Иер.Илларион (Алфеев). Т. 1–2. — М., 1996.

38. Пиголь Петр, игумен (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его ддуховные преемники. — М., 1999.

39. Писания святых отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т.З., — СПб., 1857.

40. Платон. Собрание сочинений в 4-ех томах. — М., Мысль, 1990. Т.1–2.

41. Полное собрание творений св. Иоанна Златоустого в 12-ти томах, — М.: Златоуст, 1994.

42. Преподобный Григорий Синаит. Творения. Пер. епископа Вениамина (Милова). — М., 1999.

43. Преподобии JycTHH (Поповип), архимандрит. Православна Црква и екуменизам. — Београд, 2001.

44. Преподобный Максим Исповедник. Творения в 2-ух книгах. Мистагогия. Вопросответы кФалласию. — М., «Мартис», 1993.

45. Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения. Сост. Иер.Илларион (Алфеев). — Клин, 2001.

46. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. — Μ., ΡΜ, 1994.

47. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих. — Буэнос-Айрес, 1957.

48. Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. — М., 1999.

49. Свешников В., протоиерей. Очерки христианской этики // Учебное пособие. — М., Паломник, 2001.

50. Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. — М., Правило веры, 2000.

51. Святитель Григорий Нисский. О жизни законодателя Моисея или о совершенстве в добродетели. Пер. А.С. Десницкого. — М.,1999.

52. Святитель Григорий Палама. Беседы в 3-ех томах. — М., 1994.

53. Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. — М., 1996.

54. Святогорский устав церковного последования. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

55. Свято-отеческая хрестоматия .Учебное историко-богословское пособие. — М., 1883.

56. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Пер. епископа Феофана. — М., 1882.

57. Творения Аввы Исаака Сириянина. — М., Правило веры, 1993.

58. Творения преподобного Максима Исповедника в 2-ух книгах. — М., Мартис, 1993.

59. Толковый Типикон. Сост. М.Скабалланович. — М., Паломник, 1995.

60. Требник. Молитва на пострижение власов. — Белград, 1983

61. Успенский Ф.И. История Византийской империи в 5-ти томах. — М., 2001.

62. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. — М., 1914.

63. Флоренский П.А. Из богословского наследия Богословские труды. — М.,1977.,т7.

64. Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. — М., Издат-во Свято-Владимирского братства, 1998.

Сергиеап Лавра, 1999.

66. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия Россия // Сборник статей. — М., Христианская литература, 1992.

67. Экономцев И., священник. «Письмо своей Церкви» святителя Григория Паламы. // БТ. МДА 300 лет: Юбилейный сборник. М., 1986.

68. Яннарарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. — М., 1992.

69. Άγιορετικον Τυπικον της» εκκλησιαστική? ακολουθίας. — Αθήνα, Εκδοσβι? Καστανιώτη, 1995.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Иер. Олег Давыденков «Догматическое Богословие» ч.1, стр. 27,

2 В.Н. Лососий «Догматическое богословие». — М.,1991, стр. 222.

3 Цитата у Кпемана О. Истоки. Богословие отцов древней Церкви Тексты и комментарии. — М., Путь, 1994. Стр. 216.

4 Аристотель. Поэтика. Ук. соч., гл.6.

5Αρχ. Софроний Сахаров Ό молитве», — Киев. 2000, стр.6

6 О. Кпеман. Ук. соч., стр. 273.

7 И. Экономцев «Православие, Византия, Россия» — М., 1992, стр.177–178.

8 Однокоренное старорусскому «пиит» — поэт.

9 Требник. Молитва на пострижение власов. — Белград, 1983.

10 Аристотель. Поэтика. Минск, 1998 г., стр. 1082.

11 Цитата у архимандрита Киприана (Керна). Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник, 1996. Стр. 369

12 Григорий Палама. «Письмо своей церкви». — Экономцев И, священник. Стр. 293–315.

13 Цитата у игумена Иоанна Экономцева. Ук. Соч., стр.177.

14Ibid., p.177.

15Ibid., p.177.

16 Святитель Григорий Палама. Беседы в 3-ех томах. — М., 1994. Т.1, стр. 119.

17 Игумен Иоанн Экономцев. Ук. Соч., стр.178.

18 Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций в 3-ех частях, — М., ПСТБИ, 1997. стр.28.

19 Платон. Ук. соч., 212а.

20 Русское слово «мир» (слав. М1РЪ — вселенная) родилось из слова «мир» (МИРЪ — согласие), а последнее — от того же индоевропейского корня, что и в слове «милый». Вселенная, Красота, Милость — как много могут рассказать о тайне родства смыслов сами слова внимательному читателю.

21 «Комментарий на псалом 1, 3 . Цитата у Клемана. Ук. Соч., стр. 215.

22 «Амбигва». Ibid., p. 215.

23 «Комментарий на Евангелие от Иоанна, 13,42. Ibid., p. 215.

24 «Об именах Божиих». Ibid., p. 219.

25 «О девственности». Ibid., p. 216.

26 «Амбигва». Ibid., p. 217.

27 «О небесной иерархии» (1, 3). Ibid., p. 219.

28 «Амбигва». Ibid., p. 225.

29 «Об именах Божиих». Ibid., p. 239.

30 Цитата у архимандрита Киприана (Керна). Ук. соч., стр. 398

31Ibid. p. 354.

32 Лосский В.Н. Ценность и бытие. — М., 2000. стр. 113.

33 Цитата у О. Клемана. Ук. соч., стр. 284.

34 «О добре». Ibid., p. 145

35 Экономцев И. Ук. соч. стр. 179.

36 Антропология св. Григория Паламы. Ук. соч. стр. 380.

37 В качестве примера можно привести опыт Византийской империи, где религиозное искусство было поднято на фантастическую высоту, а церковная и государственная жизнь представляли собой варварскую жестокость и мастерство интриги.

О Духе Святом. Ibid., p. 147.

39 Аверинцев С.С. Символ Краткая литературная энциклопедия. — М, 1971. Τ 6, стр. 828.

40Ibid.

41Ibid.

42 Флоренский П.А. Из богословского наследия Богословские труды. — М.,1977.,τ 7, стр. 101.

43Ibid., 104.

44Ibid., 109.

45 О. Кпеман. Ук. соч., стр. 107.

46Ibid., 106.

47 Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.З., стр.96.

48 Писания святых отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию богослужения. Т.З., СПб., 1857. Стр. 291–426.

49 Беседы на Поел к Еф. 22:3.

50 Аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. «Слово 30».

51 Игумен Иоанн Экономцев . Ук. соч.,стр.181.

52ibid., р. 180.

53 П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. стр. 168.

54 Игумен Иоанн Экономцев. Ук. соч.,стр.181.

55 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1952, стр.172.

Возможность комментирования заблокирована.